История легендарного двигателя Hemi, а ведь он мог быть у General Motors, а не Chrysler

Кто знаком с американским автопромом, особенно с классическими мускулкарами, вроде Dodge Charger, знают о существовании таких мощных двигателей как Hemi. Компания Chrysler комплектовала свои спортивные автомобили в 60-е годы этими моторами и те приносили им почет и славу. Но некоторые думают, что мотор Hemi это некая модель двигателя, которая ставится на американские автомобили, в частности на Chrysler, отчасти это правда, но изначально это не так. Chrysler довели их, если можно сказать, до совершенства, и сделали известными, превратив в некий бренд, но появились они намного раньше.

Но давайте сначала разберемся, почему моторы Chrysler носят это название, Hemi. Все дело в камере сгорания, которая имеет форму полусферы. Hemispherical — полусферический. Вот и весь секрет.

На самом деле полусферическая форма весьма рациональное решение в плане производительности, поэтому эти двигатели и получаются очень мощными. Дело в том, что используя форму полусферы в камере сгорания можно использовать клапаны большего размера, так как расстояние между клапанами получается больше. Так же в Hemi может быть другая форма поршня, он не плоский, а имеет некоторые изгибы по краям, со стороны клапанов. Все это дает возможность «загнать» больше топливовоздушной смеси в камеру, и обеспечивает лучшую продувку системы.

Теперь немного истории. Моторы Hemi можно считать истинно американским двигателем. В далеком 1901 году появилась такая компания как Welch Motor Car Company, которая и использовала на своих автомобилях такую камеру сгорания. Это был мото-фургон с двухцилиндровым 20-сильным двигателем, а в 1903 году они отправили свой серийный экземпляр автомобиля в Чикаго на выставку. Однако в 1910-1911 годах General Motors купила Welch, и разработку Hemi моторов прикрыли, а ведь он мог быть у General Motors, а не Chrysler.

При этом такие моторы использовались и в других странах, например в 1905 году фирмой Pipe. Позже такой мотор ставился на Fiat 130 HP, в 1907 году. Он имел мощность 130 лошадиных сил. И Peugeout в 1912 году на Гран-При использовала такого типа мотор в своем Peugeot L-76. Так же в те годы этими моторами «баловались» Alfa Romeo, Dimler, Riley. BMW тоже не осталась в стороне. А вот Stutz предпочел использовать систему с 4 клапанами на цилиндр и, как выяснилось, в те времена это оказалось рациональней, так как было проще изготовить. Как можно заметить, уже в начале века HEMI мотор позиционировался как спортивный.

Однако не обойдем стороной привычные нам HEMI, которые впервые начали использоваться и совершенствоваться Chrysler.

  • Во времена Второй мировой войны производственные мощности автопромышленников были сосредоточенны на производстве вооружения. И инженеры Chrysler разработали высокопроизводительный мотор для истребителя P-47 Thunderbolt. Это был огромный агрегат V16 мощностью 2500 лошадиных сил и объёмом 36 литра. Он получил название XIV-2220 и выдал впечатляющие результаты при тестировании, однако война подходила к концу и в серийное производство его не запустили. Авиация начала переходить на реактивные силовые установки. Это был 1945 год.
  • Позже, так же в вооруженных силах, Chrysler и General Motors совместно разработали AV1970. Это V12 имевший в базовой настройке и комплектации мощность 650 лошадиных сил и ставился он на танк Patton M-47. Несмотря на то, что в эксплуатацию его пустили 1952 году, а разработали в 1951, он до сих пор стоит на вооружении некоторых стран. Вот уж показатель надежности.
  • Вернемся в автопром. В 1951 году Chrysler также представила автомобильный двигатель 331 V8 Hemi. Он имел мощность 185 лошадиных сил, объем 5,4-литра, и носил название Fire Power. Им комплектовались автомобили Chrysler 1951-1955 годов. Интересно то, что автомобилисты в то время не очень любили этот двигатель из-за необходимости часто регулировать в нем клапаны. Это было первое поколение Hemi.
  • В 1956 году представили следующий вариант Hemi, объемом 5,7 литра. Большой 354й блок V8 мощностью 280 лошадиных сил при стандартной комплектации. А после того как его оснастили производительным карбюратором и поменяли распредвал, мощность достигла 355 лошадиных сил, что было невероятно для 1956 года. Это был первый американский двигатель с 1 лошадиной силой на 1 кубический дюйм. Данный мотор использовался в Chrysler 300, некоторых моделях Imperial и тяжелых грузовиках Dodge того времени.
  • Нет предела совершенства и уже в 1957 году Chrysler продемонстрировала совершенно новый 392 V8 Hemi объемом 6,4-литра и мощностью 325-345 лошадиных сил в стандартной комплектации. Блок стал больше, компоненты двигателя поменялись, но знаменитая Hemi-голова осталась неизменной. Для эксклюзивных купе Chrysler 300D мотор имел мощность 375 лошадиных сил, и была экспериментальная версия автомобилей с электронным впрыском, которые имели 390 лошадиных сил. Такая система использовалась всего на 16 автомобилях, так как хоть и была производительная, но в силу неразвитости являлась ненадежной.
  • Кроме непосредственно Chrysler ее дочерние компании так же использовали двигатели Hemi. Если Chrysler и Imperial выпускали самые лучшие и дорогие автомобили, а Dodge и Plymouth являлись самыми экономичными, то DeSoto располагалась между ними. К сожалению в 1960 году этот бренд был прикрыт, но до закрытия у них имелось несколько моторов типа Hemi. Первым был Fire Dome V8блок 276. Он имел мощность 160 л.с и объем 4,5-литра. За основу взяли Chrysler 331 Hemi, и уменьшили диаметр цилиндра и ход поршня. Производился с 1952 по 1955 годы. После была версия 291, чуть больший объем и мощность, 170 лошадиных сил. Производился всего год. И в 1956 и 1957 годах появились два мотора на 5,6-литра, 341й и 345й блоки. Их мощность составляла 345 лошадиных сил, что делало автомобили DeSoto одними из самых мощных серийных автомобилей америки в те годы.
  • Dodge тоже имел свои Hemi моторы в те годы. Первым Hemi от Dodge стал Red Ram 1953 года. Это был 241й блок, объемом 3,9-литра и мощность 140 лошадиных сил. У него была версия с 270 блоком, объемом 4,4-литра мощностью 183 л.с. в стоке, и 193 л.с. в высокопроизводительной версии. Выпускался с 1955 по 1956 годы. В конце 50-х появились две версии Hemi объемом 5,2-литра. Это были блоки 315 и 325 мощностью около 200 лошадиных сил. Они имели некие отличия от двигателей Chrysler и были зарезервированы для топовых моделей Dodge.
  • К концу 50-х годов Chrysler решает прекратить производство первого поколения Hemi из-за их стоимости. Однако, так как они все-таки были популярны в автоспорте у гонщиков, в начале 60-х Chrysler сама захотела принять участие в спортивных состязаниях и инженеры разработали второе поколение значительно улучшив конструкцию и производительность. Так в 1964 году появился гоночный Hemi 426. Он имел высокую степень сжатия 12,5:1, специальную систему впуска и коллектор и 426й блок объемом 7,0-литров. В зависимости от настроек мощность варьировалась от 500 до 800 лошадиных сил.
  • Из-за высокой популярности, компания Chrysler начала выпуск дорожной версии Hemi 426. Однако из-за имиджа бренда, такие двигатели не ставились на Chrysler. Их предпочли ставить на более дешевые марки, такие как Dodge и Plymouth. В 1966 году была представлена уличная версия со степенью сжатия 10,5:1 и меньшей мощностью. Заводские данные гласили, что мощность была 425 лошадиных сил, однако считается, что по факту их было больше. Автомобили с такими моторами получили усиленную подвеску, раму и коробку передач, по этому сейчас очень редки и дороги. В промежутке с 1966 по 1971 годы было произведено около 10 000 автомобилей с моторами Hemi 426, а потом они перестали соответствовать новым стандартам выбросов, и производство прекратили, но этот двигатель считается «тем самым» Hemi, который вписал эту серию моторов в историю.

После 1971 года производство Hemi завершилось. Однако эти двигатели продолжали использовать где только можно, и они до сих пор считаются невероятно ценным приобретением, так как все еще являются одними из самых мощных Hemi моторов с невероятным потенциалом.

После легендарного Hemi 426 более 30 лет компания Chrysler не выпускала полусферические моторы. И вот, в 2003 году, на Dodge Ram был установлен современный Hemi мотор объемом 5,7-литра и мощностью 345 лошадиных сил. Базовая конструкция с двумя клапанами на цилиндр осталась верна оригинальной концепции 1951 года. После он еще менялся и продолжает выпускаться и сейчас, но это уже не тот классический Hemi 426.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Previous post «Машина, которую вы не ожидали от Детройта» — 1964 Ford Mustang
Next post Значимые автомобили: Shelby AC Cobra